Реле с электромагнитным замедлением (выдержкой)
а) Устройство реле и влияние различных факторов на его работу. Конструкция реле с электромагнитным замедлением типа РЭВ-800 изображена на рис. 1.
Рис. 1. Реле с электромагнитным замедлением
Магнитная цепь реле состоит из магнитопровода 1, якоря 2 и немагнитной прокладки 3. Магнитопровод укрепляется на плите 4 с помощью литого алюминиевого цоколя 5. Этот же цоколь служит для крепления контактной системы 6.
На ярме прямоугольного сечения магнитопровода устанавливается короткозамкнутая обмотка в виде сплюснутой гильзы 8. Намагничивающая обмотка 7 устанавливается на цилиндрическом сердечнике. Якорь вращается относительно стержня / на призме. Усилие, развиваемое пружиной 9, изменяется с помощью корончатой гайки 10, которая фиксируется после регулировки с помощью шплинта.
Магнитопровод реле выполняется из стали ЭАА. Сердечник катушки имеет круглое сечение, что позволяет применять катушку цилиндрической формы, удобную в производстве. Стержень 1 имеет сечение вытянутого прямоугольника, что увеличивает длину линии касания якоря с торцом ярма и повышает механическую износостойкость реле.
Для получения большого времени при отпускании необходимо иметь высокую магнитную проводимость рабочего и паразитного зазоров в замкнутом состоянии магнитной системы. С этой целью торцы ярма и сердечника и прилегающая к ним поверхность якоря тщательно шлифуются.
Литое основание из алюминия создает дополнительный короткозамкнутый виток, увеличивающий выдержку времени (в схеме замещения все короткозамкнутые обмотки заменяются одним витком с суммарной электрической проводимостью).
В некоторых типах реле снижение напряжения на 50% не вызывает заметного изменения выдержки времени. В схемах автоматики напряжение на питающую катушку может подаваться кратковременно. Для того чтобы выдержка времени при отпускании была стабильной, необходимо, чтобы длительность приложения напряжения к питающей катушке была достаточная для достижения потоком установившегося значения. Это время называется временем подготовки или зарядки реле. Если длительность приложения напряжения меньше времени подготовки, то выдержка времени уменьшается. В реле РЭВ-800 время зарядки составляет примерно 1 с.
Схемы включения реле. Время срабатывания реле при подаче напряжения очень мало, так как м. д. с. трогания значительно меньше установившегося значения. Для реле с короткозамкнутьм витком это время равно 0,05—0,2 с. При отсутствии короткозамкнутого витка это время составляет всего 0,02—0,05 с. Таким образом, возможности реле с электромагнитным замедлением при срабатывании очень ограничены. Если необходимо при замыкании управляющих контактов иметь большие выдержки времени, то целесообразно применить схему с промежуточным реле РП (рис. 2,а). Обмотка реле времени РВ находится под напряжением, все время питаясь через размыкающий контакт реле РП. При подаче напряжения на обмотку РП последнее размыкает свой контакт и обесточивает реле РВ. Якорь РВ отпадает, создавая необходимую выдержку времени. Реле РВ в этой схеме должно обязательно иметь коротко-замкнутый виток.
В некоторых схемах реле времени может не иметь короткозамкнутого витка. Роль этого витка играет сама намагничивающая обмотка, замкнутая накоротко (рис. 2б).
Рис. 2. Схемы включения реле с электромагнитным замедлением.
Обмотка РВ питается через резистор Rя- Величина напряжения на РВ должна быть достаточной для достижения потока насыщения в замкнутом состоянии магнитной цепи. При замыкании управляющего контакта К обмотка реле закорачивается, обеспечивая медленный спад потока в магнитной цепи. Отсутствие короткозамкнутой обмотки позволяет все окно магнитной системы занять намагничивающей обмоткой и создать большой запас в м. д. с. При этом выдержка времени не уменьшается даже в том случае, когда питающее напряжение на обмотке составляет 0,5 Uн. Такая схема широко применяется в электроприводе. Реле включается параллельно ступени пускового резистора в цепи якоря. При закорачивании этой ступени обмотка ,реле времени замыкается и с выдержкой это реле производит включение контактора, шунтирующего следующую ступень пускового резистора.
Применение полупроводникового вентиля также позволяет использовать реле без короткозамкнутого витка (рис. 2 в). При включении питающей обмотки ток через вентиль практически равен нулю, так как он включен в непроводящем направлении. При отключении контакта К поток в магнитной цепи спадает, при этом на зажимах обмотки появляется э.д. с. с полярностью, указанной на рис. 2в. При этом через вентиль протекает ток, определяемый этой э. д. с, активным сопротивлением обмотки и вентиля и индуктивностью обмотки.
Для того чтобы прямое сопротивление вентиля не приводило к уменьшению выдержки времени (растет активное сопротивление короткозамкнутой цепи), это сопротивление должно быть на один-два порядка ниже сопротивления намагничивающей обмотки реле.
При любых схемах питание намагничивающей обмотки реле должно производиться либо от источника постоянного тока, либо от источника переменного тока с применением мостовой схемы, на полупроводниковых вентилях.
Регулирование времени работы реле. Время срабатывания реле можно плавно регулировать с помощью возвратной пружины 9 (рис. 1). С увеличением сжатия этой пружины увеличивается сила, необходимая для трогания якоря. Эта сила определяется потоком в магнитной цепи. При большем натяге пружины поток трогания возрастает. Следовательно, возрастает время трогания. Ввиду того что в разомкнутом положении магнитной, цепи постоянная времени мала, максимальные выдержки времени также незначительны (около 0,2 с). Выдержка времени может быть значительно увеличена, если поток трогания приблизить к установившемуся потоку. Однако в этом случае реле работает на пологой части кривой Ф , при этом наблюдаются большие разбросы времени срабатывания. В некоторых случаях якорь может вообще не притянуться к сердечнику.
В том случае, когда необходимо иметь время выдержки около 1 с и более, необходимо использовать реле при отпускании якоря.
Регулировка выдержки реле при отпускании может производиться плавно и скачком.
Плавное регулирование выдержки времени производится изменением силы, развиваемой пружиной 11 (рис. 1). Эта пружина верхним концом упирается в шайбу 14, которая удерживается шпилькой 15, ввернутой в якорь реле. Нижний конец пружины посредством специальной пластины 16 передает силу на два латунных штифта 12, которые могут свободно перемещаться в отверстиях якоря. Оси латунных штифтов 12 смещены относительно оси пружины. В притянутом положении якоря 2 штифты 12 перемещаются вверх и пружина 11 дополнительно сжимается.
Пружина 11 создает основную силу, отрывающую якорь от сердечника. Начальное сжатие пружины изменяется с помощью гайки 13.
С увеличением силы пружины 11 сила, при которой происходит отрыв якоря, увеличивается, следовательно, возрастает и поток отпускания Ф. При этом время от-
пускания уменьшается. Чем меньше сила пружины, тем больше выдержка времени. Возвратная пружина 9 регулируется таким образом, чтобы обеспечить необходимое нажатие размыкающих контактов реле и четкий возврат якоря в положение, указанное на рис.1 (после того как якорь оторвется от сердечника).
Грубо выдержка времени в реле может регулироваться толщиной немагнитной прокладки. Поскольку магнитная цепь в замкнутом положении насыщена, то толщина немагнитной прокладки мало сказывается на величине установившегося потока. При уменьшении толщины немагнитной прокладки возрастает индуктивность катушки
в ненасыщенном состоянии сердечника и уменьшается скорость спада потока. В результате при неизменной силе возвратной пружины выдержка времени увеличивается. Минимальную толщину немагнитной прокладки не рекомендуется брать менее 0,1 мм. В повторно-кратковременном режиме работы якорь расклепывает немагнитную прокладку, при этом толщина ее падает, что ведет к изменению выдержки времени. В заключение следует отметить, что электромагнитные реле времени имеют простой механизм, который не боится ударов и вибраций, обладающий большой износостойкостью. Допустимое число включений в час равно 600.
Реле описанного типа могут использоваться в схемах автоматики электропривода как реле тока, напряжения и промежуточные реле. Коэффициент возврата этих реле низок и составляет всего 0,1—0,3. Короткозамкнутые витки создают замедление как при притяжении, так и при отпускании якоря. Поэтому токовые реле с коротко-замкнутым витком не реагируют на кратковременные перегрузки. При кратковременных перегрузках магнитодвижущая сила основной обмотки будет пропорциональна этим перегрузкам. Однако из-за демпфирующего действия короткозамкнутого витка поток не достигает значения срабатывания. В результате при кратковременных пиковых перегрузках, безопасных для двигателя, реле не производит отключения двигателя.
В том случае, когда требуется быстрое срабатывание реле, короткозамкнутые витки снимаются с магнитной системы.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает большое число модификаций реле с электромагнитным замедлением, обеспечивающим выдержки времени при отпускании от 0,3 до 5 с. Реле, выпускаемые в последние годы, имеют контакты в виде унифицированных блок-контактных узлов БКМ. Реле может иметь один или два таких узла. Каждый узел имеет один замыкающий и один размыкающий контакты с общей точкой. Постоянный ток включения контактов 10 А при 110 В и 5 А при 220 В. Ток отключения для индуктивной цепи (катушки реле, контакторов) составляет 0,2 А, для активной — 0,5 А.