Полиспасты

ТИПЫ ПОЛИСПАСТОВ
Полиспастом называется система неподвижных и подвижных блоков, огибаемых канатом, и служащая для выигрыша либо в силе, либо в скорости.
В крановых механизмах подъема применяются полиспасты, которые дают выигрыш в силе. В этих полиспастах вес поднимаемого груза распределяется между несколькими ветвями каната. Это уменьшает натяжение каната, следовательно, позволяет уменьшить диаметр как самого каната, так и барабана и блоков, а это, в свою очередь, как правило, позволяет упростить конструкцию механизма подъема за счет уменьшения передаточного числа редуктора.
Полиспаст характеризуется его кратностью или передаточным числом. Кратностью полиспаста называется отношение окружной скорости барабана к скорости подъема груза, что численно равно отношению числа несущих ветвей каната в полиспасте к числу ветвей каната, спускающихся с барабана:
Крановые полиспасты изготовляются простыми или сдвоенными. В мостовых кранах применяются только сдвоенные полиспасты.
На рис1 приведены схемы полиспастов с четырьмя, шестью, восемью и двенадцатью несущими ветвями каната, имеющие наиболее широкое применение в мостовых кранах. В этих полиспастах, помимо рабочих подвижных и неподвижных блоков, устанавливается уравнительный блок или балансирный рычаг. В сдвоенном двукратном и сдвоенном четырехкратном полиспастах (рис1, а, в) они устанавливаются на раме тележки, а на сдвоенном трехкратном полиспасте (рис1 б) уравнительный блок располагается между подвижными блоками.
Уравнительный блок или балансирный рычаг служат для выравнивания длины и натяжения канатов правой и левой сторон полиспаста. Диаметр уравнительного блока обычно принимают равным 0,6 диаметра рабочих блоков.
В полиспастах с уравнительным блоком применяется один канат, оба конца которого закрепляются на барабане. При установке балансирного рычага в полиспасте имеется два каната одинаковой длины. Концы каждого каната закрепляются один к барабану, а другой к балансиру. Преимуществами такой схемы являются значительное упрощение навески и смены каната, удлинение срока его службы, а также возможность установки канатов с различным направлением свивки на правую и левую нарезки барабана, что способствует более благоприятным условиям в работе каната. На рис. 2 показана конструкция балансирного рычага на кранах,  устанавливаемого в полиспасте механизма главного подъема кранов завода «Сибтяжмаш» грузоподъемностью 75, 100 и 125 т.

Новый рисунокРис1. Сдвоенные полиспасты:
а — двухкратный (4 несущих ветви каната); б — трехкратный (6 несущих ветвей каната); в — четырехкратный (8 несущих ветвей каната); г — шестикратный (12 несущих ветвей каната).
Новый рисунок (1)Рис2. Балансирный рычаг.
Балансирный рычаг представляет собой сварную балку 4, которая посередине свободно подвешена на оси 6, установленной в стойке 5, при¬варенной к раме тележки 1. На концах балансирного рычага имеются отверстия, через которые проходят пальцы 3. На этих пальцах устанавливаются коуши 2, с закрепленными в них при помощи зажимов 8 концами канатов 7.
Количество несущих ветвей каната, которое определяет число подвижных и неподвижных блоков полиспаста, зависит от грузоподъемности и конструкции крана.
На основе опыта отечественных заводов может быть рекомендовано следующее число несущих ветвей каната:
Грузоподъемность, . 5 10 15 20 30 50 75 100 125 Число несущих
ветвей каната … 4 4 4—6 6—8 6—8 8—10 8—10 10—12 10—12
При проектировании тележек мостовых кранов нужно стремиться располагать барабан и неподвижные блоки таким образом, чтобы ось крюка находилась на одинаковых расстояниях от осей ходовых колес или была несколько смещена в сторону ведущих ходовых колес.
При полиспастах с числом ветвей несущих канатов не более восьми сбегающие с барабана ветви каната обычно подводятся к крайним блокам подвески.
С увеличением количества блоков расстояние между крайними блоками подвески увеличивается, вызывая увеличение длины средней гладкой части барабана и, следовательно, его общей длины. Поэтому, если количество несущих ветвей каната равно 12 (рис1, г) или 1б, следует сбегающие с барабана ветви каната подводить не к крайним, а к средним блокам подвески. В этом случае два средних блока подвески должны иметь больший диаметр, чем все остальные блоки, с тем, чтобы ветви каната, спускающиеся с барабана, не могли касаться остальных ветвей каната.
Новый рисунок (2)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика