Пусковые и пускорегулирующие реостаты

В зависимости от назначения реостаты делятся на пусковые, пускорегулирующие, регулировочные, нагрузочные и реостаты возбуждения.

Пусковые реостаты и пусковая часть пускорегулирующего реостата  для уменьшения габаритов должны иметь большую постоянную времени. Особые требования к стабильности сопротивления не предъявляются. Эти реостаты предназначены для работы в кратковременном режиме. Согласно существующим нормам пусковой рео­стат нагревается до предельной температуры после трех­кратного пуска с интервалами времени между пусками, равными двойной длительности времени пуска.

Ко всем остальным реостатам предъявляются требо­вания стабильности сопротивления. Они должны быть рассчитаны на работу в длительном режиме. В цепях электропривода наибольшее применение получили рео­статы с металлическими резисторами. В качестве пере­ключающих устройств используются плоские, барабан­ные и кулачковые контроллеры (при больших мощностях).

По виду охлаждения различают воздушные реостаты, масляные, с принудительным масляным или водяным охлаждением.

Конструкция реостатов с воздушным охлаждением. В рео­статах с воздушным охлаждением переключающее устройство и элементы резисторов располагаются в воздухе так, чтобы обеспе­чить наилучшие условия охлаждения при малых габаритах. Кон­вективные потоки воздуха, перемещаясь снизу вверх, омывают резисторы. Кожухи, закрывающие реостат, не должны, препятство­вать циркуляции охлаждающего воздуха. Максимальная темпера­тура кожуха не должна превышать 160°С. Температура контактов переключающего устройства не должна подниматься выше 110°С.

В воздушных реостатах применяются резисторы всех типов. При небольшой мощности резисторы и контроллер скомпонованы в один аппарат. При больших мощностях контроллер выделяется в самостоятельный аппарат.

Для пуска двигателей постоянного тока с шунтовым или компаундным возбуждением при мощности до 42 кВт применяются реостаты серий РП и РЗП. В этих реостатах, помимо резисторов и контроллера, имеются: включающий контактор, который исполь­зуется для нулевой защиты, и максимальное реле для защиты от перегрузок. В этих реостатах используются резисторы на фарфоро­вом каркасе и рамочные элементы. Переключающее устройство вы­полнено в виде плоского контроллера с самоустанавливающимся подвижным мостиковым контактом, имеющим вращательное дви­жение. На гетинаксовой плите, кроме контроллера, располагается малогабаритный контактор КМ и максимальное реле мгновенного действия РМ. Узлы реостата смонтированы на стальном основании. Реостат закрыт кожухом, который защищает реостат от попадания капель воды, но не препятствует свободному протоку воздуха. Элек­трическая схема включения одного из типов реостата дана на рис. 1.

Новый рисунок (2)

Рис. 1. Пусковой реостат с плоским контроллером.

При пуске двигателя необходимо шунтовую обмотку возбуж­дения присоединить к напряжению сети, а в цепь якоря ввести пус­ковой резистор, сопротивление которого с помощью контроллера уменьшается по мере увеличения частоты вращения двигателя. Под­вижный мостиковый контакт 16 замыкает неподвижный контакт 0—13 с токосъемными шинками 14, 15, имеющими форму дуг окруж­ности.

В нулевом положении подвижного контакта обмотка контак­тора КМ закорочена, контактор отключен и напряжение с двигате­ля снято.  В третьем положении на катушку контактора подается полное напряжение, он срабатывает и замыкает свои контакты. При этом на обмотку возбуждения машины подается полное на­пряжение, а в цепь якоря включен полностью пусковой резистор. В последнем положении пусковое сопротивление полностью вы­ведено.

В случае перегрузки двигателя срабатывает максимальное ре­ле РМ, которое разрывает цепь катушки КМ. При этом контактор КМ отключается и обесточивает двигатель. После отключения дви­гателя контакты РМ снова замкнутся, однако контактор КМ не включится, так как после отключения КМ нижний вывод его ка­тушки теряет питание. Для повторного, пуска необходимо поставить подвижный контакт контроллера в. нулевое положение или хотя бы во второе положение. Резистор Rэк уменьшает мощность, потреб­ляемую обмоткой, и повышает напряжения отпускания контактора.

При нормальном отключении двигателя подвижный контакт пе­реводится в нулевое положение.

При снижении напряжения в сети якорь контактора отпадает и происходит отключение двигателя от источника. Таким образом осуществляется минимальная защита. Холостые контакты 1, 2, 4, 5 защищают контроллер от возникновения между контак­тами электрической дуги с большим током. Схема реоста­та позволяет осуществлять дистанционное отключение двигателя. Кнопка Стоп с размыкающим контактом включается в цепь катуш­ки контактора (так же, как контакт реле РМ).

Для выбора реостата необходимо знать мощность двигателя, условия пуска и вид нагрузки (запуск при полной или половинной мощности, вентиляторный характер нагрузки), напряжение питания двигателя.

Зная эти параметры, с помощью таблиц выбираем величину реостата и номера элементов резисторов.

Аналогичную конструкцию и схему имеют пускорегулирующие реостаты. После окончания пуска двигателя тот же подвижный кон­такт при дальнейшем вращении управляющей рукоятки изменяет сопротивление резистора в цепи возбуждения двигателя.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика