В зависимости от назначения реостаты делятся на пусковые, пускорегулирующие, регулировочные, нагрузочные и реостаты возбуждения.
Пусковые реостаты и пусковая часть пускорегулирующего реостата для уменьшения габаритов должны иметь большую постоянную времени. Особые требования к стабильности сопротивления не предъявляются. Эти реостаты предназначены для работы в кратковременном режиме. Согласно существующим нормам пусковой реостат нагревается до предельной температуры после трехкратного пуска с интервалами времени между пусками, равными двойной длительности времени пуска.
Ко всем остальным реостатам предъявляются требования стабильности сопротивления. Они должны быть рассчитаны на работу в длительном режиме. В цепях электропривода наибольшее применение получили реостаты с металлическими резисторами. В качестве переключающих устройств используются плоские, барабанные и кулачковые контроллеры (при больших мощностях).
По виду охлаждения различают воздушные реостаты, масляные, с принудительным масляным или водяным охлаждением.
Конструкция реостатов с воздушным охлаждением. В реостатах с воздушным охлаждением переключающее устройство и элементы резисторов располагаются в воздухе так, чтобы обеспечить наилучшие условия охлаждения при малых габаритах. Конвективные потоки воздуха, перемещаясь снизу вверх, омывают резисторы. Кожухи, закрывающие реостат, не должны, препятствовать циркуляции охлаждающего воздуха. Максимальная температура кожуха не должна превышать 160°С. Температура контактов переключающего устройства не должна подниматься выше 110°С.
В воздушных реостатах применяются резисторы всех типов. При небольшой мощности резисторы и контроллер скомпонованы в один аппарат. При больших мощностях контроллер выделяется в самостоятельный аппарат.
Для пуска двигателей постоянного тока с шунтовым или компаундным возбуждением при мощности до 42 кВт применяются реостаты серий РП и РЗП. В этих реостатах, помимо резисторов и контроллера, имеются: включающий контактор, который используется для нулевой защиты, и максимальное реле для защиты от перегрузок. В этих реостатах используются резисторы на фарфоровом каркасе и рамочные элементы. Переключающее устройство выполнено в виде плоского контроллера с самоустанавливающимся подвижным мостиковым контактом, имеющим вращательное движение. На гетинаксовой плите, кроме контроллера, располагается малогабаритный контактор КМ и максимальное реле мгновенного действия РМ. Узлы реостата смонтированы на стальном основании. Реостат закрыт кожухом, который защищает реостат от попадания капель воды, но не препятствует свободному протоку воздуха. Электрическая схема включения одного из типов реостата дана на рис. 1.
Рис. 1. Пусковой реостат с плоским контроллером.
При пуске двигателя необходимо шунтовую обмотку возбуждения присоединить к напряжению сети, а в цепь якоря ввести пусковой резистор, сопротивление которого с помощью контроллера уменьшается по мере увеличения частоты вращения двигателя. Подвижный мостиковый контакт 16 замыкает неподвижный контакт 0—13 с токосъемными шинками 14, 15, имеющими форму дуг окружности.
В нулевом положении подвижного контакта обмотка контактора КМ закорочена, контактор отключен и напряжение с двигателя снято. В третьем положении на катушку контактора подается полное напряжение, он срабатывает и замыкает свои контакты. При этом на обмотку возбуждения машины подается полное напряжение, а в цепь якоря включен полностью пусковой резистор. В последнем положении пусковое сопротивление полностью выведено.
В случае перегрузки двигателя срабатывает максимальное реле РМ, которое разрывает цепь катушки КМ. При этом контактор КМ отключается и обесточивает двигатель. После отключения двигателя контакты РМ снова замкнутся, однако контактор КМ не включится, так как после отключения КМ нижний вывод его катушки теряет питание. Для повторного, пуска необходимо поставить подвижный контакт контроллера в. нулевое положение или хотя бы во второе положение. Резистор Rэк уменьшает мощность, потребляемую обмоткой, и повышает напряжения отпускания контактора.
При нормальном отключении двигателя подвижный контакт переводится в нулевое положение.
При снижении напряжения в сети якорь контактора отпадает и происходит отключение двигателя от источника. Таким образом осуществляется минимальная защита. Холостые контакты 1, 2, 4, 5 защищают контроллер от возникновения между контактами электрической дуги с большим током. Схема реостата позволяет осуществлять дистанционное отключение двигателя. Кнопка Стоп с размыкающим контактом включается в цепь катушки контактора (так же, как контакт реле РМ).
Для выбора реостата необходимо знать мощность двигателя, условия пуска и вид нагрузки (запуск при полной или половинной мощности, вентиляторный характер нагрузки), напряжение питания двигателя.
Зная эти параметры, с помощью таблиц выбираем величину реостата и номера элементов резисторов.
Аналогичную конструкцию и схему имеют пускорегулирующие реостаты. После окончания пуска двигателя тот же подвижный контакт при дальнейшем вращении управляющей рукоятки изменяет сопротивление резистора в цепи возбуждения двигателя.